Создать живую клетку-мутанта с измененной ДНК? Заставить бионический протез руки показывать "козу"? Наладить канал связи у микроспутника? Для участников всероссийской инженерной олимпиады школьников (Олимпиады НТИ) это не проблема. О том, кто будет разрабатывать технологии будущего, корреспондент "РГ" узнал в центре для одаренных детей "Сириус" (г. Сочи), где прошли соревнования для юных конструкторов, инженеров и айтишников.
Автономный робот, мигая красным светом, с разгону врезается в страховочную сетку: ребята испытывают машину на полном ходу. Рядом команда конкурентов в четыре руки паяет микросхему квадрокоптера. Через несколько минут он взмывает в воздух, забирает груз и филигранно доставляет в точку сбора.
- Задача - собрать три беспилотника - водный, наземный и воздушный. Они должны пройти полигон, передавая груз друг другу, без вмешательства человека, - говорит одиннадцатиклассник из Кемеровской области Николай Зубашевский. - Для этого нужно с нуля прописать систему управления, наладить ориентацию по графическим меткам. Все это мне пригодится в будущем: хочу разрабатывать автономные роботизированные грузовики.
Всероссийская инженерная олимпиада школьников проходит в рамках Национальной технологической инициативы. В течение пяти дней ученики 9-11 классов создают "умные" инженерные устройства, щелкают сложнейшие задачки как орехи, а потом испытывают свои разработки в командных соревнованиях. Победители получают главный приз - 100 баллов ЕГЭ по математике, физике или информатике при поступлении в ведущие российские технические университеты или - плюс 10 баллов к портфолио поступающего. Правда, льготы работают только в том случае, если участники подтвердят свои знания и наберут на профильном ЕГЭ не меньше 75 баллов.
Кроме космических систем и беспилотников в центре внимания - водные роботы, нейротехнологии, интеллектуальная робототехника и энергетика, наносистемы, большие данные и биоинженерия, - всего девять образовательных "треков", соревнования по которым прошли в сочинском Сириусе. Еще восемь профилей, в том числе по виртуальной реальности, ядерным технологиям и "умному" дому, пройдут в марте на вузовских площадках по всей России.
Конкурсные задания максимально приближены к реальной практике. Их составляли сотрудники лабораторий, основатели стартапов, вузовские молодые ученые. А cреди организаторов - РВК, Физтех, МИСиС, МГТУ им. Баумана, Московский, Томский, Санкт-Петербургский и другие политехнические университеты. Всего - 17 крупнейших вузов.
- Одного только умения решать задачи мало. Школьник должен понимать, зачем он эти задачи решает, как он будет использовать знания, - говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев. - Инженерная олимпиада как раз и раскрывает эти цели: школьники учатся работать в команде над конкретными технологическими проектами. В этом году Физтех курирует направление больших данных и искусственного интеллекта.
Задача у ребят-айтишников - архиважная: написать самообучающуюся программу, способную спрогнозировать продолжительность жизни онкопациента с учетом проведенного лечения, оценить вероятность рецидива и ремиссии. Информация для анализа - это реальные обезличенные данные более чем 900 пациентов центра "Гамма-нож" при НМИЦ нейрохирургии им. Бурденко. По словам медицинского физика Александры Далечиной, созданная школьниками система может предсказать продолжительность жизни онкопациента с погрешностью в месяц. Эти алгоритмы планируется использовать в практической медицине.
Перегонные колбы, суперчувствительные микроскопы, емкости с реактивами... Секция нанотехнологий встречает белыми халатами. Здесь школьники работают на стыке фармакологии, генной инженерии и бионаноинженерии: выращивают бактериальные клетки-мутанты с измененной ДНК и способностью светиться в темноте.
- Молекулярные биологи создают все больше организмов-"франкенштейнов", которые могут иметь не только характерные для своего вида функции, но и новые, полезные для человека свойства, - говорит одиннадцатиклассница Катя Лузгина из Новосибирска. - Например, вырабатывать инсулин, разные гормоны, белки. Это может помочь в лечении многих заболеваний.
"Будет круче, чем в "Звездных войнах"!" - слышны возгласы из секции нейротехнологов. Там ребята собирают своих "франкенштейнов": на столе перед каждой командой - протез человеческой руки с длинными гибкими пальцами, система из проводов и датчиков. Школьники учатся управлять бионическим протезом, используя данные мозговой и мышечной активности. Чем больше жестов механическая рука сможет показать, тем больше баллов получает команда. "Коза", "окей", большой палец, "иди-ка сюда" указательным пальцем - в лидерах по популярности.
Всего в олимпиаде Национальной технологической инициативы участвовало более 20 тысяч юных инженеров со всей страны, а победили - всего 11 команд, в каждой из которых - от двух до четырех участников. И еще 18 ребят получили индивидуальное первенство. Больше всего побед - у школьников из Москвы, Томска, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Финальный результат на 30 процентов зависит от знаний, которые ребята показали на индивидуальном предметном этапе, и на 70 процентов - от командного инженерного проекта.
Rg.ru
детские новости,семейные новости,дети,новости
|