Семейный портал "Сказка"

 

Главная

 

Детские новости

Школа

Кулинария

Поделки

Раскраски

Стихи

Сказки

Рассказы

Вязание

Рукоделие

Прически

Все для праздника

Детям

Родителям

Питомцам

 

Детские новости

«Очень многое зависит не от самих детей»: академик РАО — о причинах снижения интереса школьников к знаниям

 

07.07.2023г.

Каждый ребёнок обладает естественной потребностью в новых знаниях. Однако, если к нему предъявляются непосильные требования, тяга к познанию и мотивация могут угаснуть. Поэтому для учителя компетенции в области возрастной психологии и физиологии, а также других дисциплин, помогающих найти правильный педагогический подход к детям, так же важны, как и академическое образование. Такого мнения придерживается доктор биологических наук, профессор, академик РАО, ведущий эксперт в области возрастной физиологии Марьяна Безруких. В интервью RT она также рассказала, что такое когнитивная гибкость, которую очень важно развивать у школьников.

О причинах снижения интереса школьников к знаниям

  • Gettyimages.ru © mediaphotos

— Марьяна Михайловна, в своём недавнем выступлении во время «Научного кафе», организованного Фондом Андрея Мельниченко, вы отметили, что сегодня школы не развивают в детях когнитивную гибкость. Что это за качество и какова его роль?

— Когнитивная гибкость — это умение ребёнка быстро переключать своё внимание, адаптироваться к новой задаче, виду деятельности, быть готовым к новой информации, неожиданным ситуациям и уметь принимать решения. Это качество по мере взросления ребёнка постепенно формируется, но это происходит не само по себе, а требует внимания взрослых и обучения. Без когнитивной гибкости нет креативности, творческого мышления, адаптивности, самостоятельности. А самое главное — когнитивной гибкости нет в ситуации репродуктивного обучения (метод, основанный на повторении учениками сообщённых им знаний. — RT), ограничений и жёстких требований, при отсутствии свободы выбора.

 Что такое педагогическая наука — это набор специальных техник, которым можно обучить каждого? Или же это своего рода искусство, что требует в первую очередь таланта и вдохновения?

— Это точно не набор техник. Человек — слишком сложная физически, психологически, эмоционально и социально структура, чтобы можно было ею механически управлять. А гармоничное развитие человека, что, собственно, и является целью педагогики, — сложнейший процесс, требующий от педагога комплексных и системных знаний не только предмета, который он преподаёт, и методики обучения, но и психологии, физиологии, философии, культурологии и других научных дисциплин. Именно они в комплексе дают основания для построения эффективных процессов воспитания, обучения и формирования личности. Талант и вдохновение дают результат только в сочетании с глубокими знаниями и эффективными практическими навыками педагогической работы.

—Что важнее для учителя — фундаментальные знания по преподаваемой дисциплине или багаж педагогических навыков, рассчитанных на детей определённого возраста? И могут ли вузовские преподаватели без педагогического образования работать со школьниками в качестве репетиторов или в специализированных школах?

— Учитель, даже обладающий блестящими знаниями своего предмета, но не умеющий учить и научить, — беда современного образования. Мы ведь не считаем, что любой олимпийский рекордсмен может стать хорошим тренером, опыт показывает, что это совсем не так. Я не раз сталкивалась с ситуацией, когда университетский преподаватель не знает, что делать с пятиклассниками, как объяснить то, что, по его мнению и опыту работы со студентами, не требует дополнительного объяснения.

Понимание возрастных особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления, знание закономерностей развития мозга и познавательной деятельности, когнитивных основ обучения позволяют сделать процесс обучения детей разного возраста менее напряжённым и более эффективным. Пока в нашей школе результат достигается сильнейшим напряжением организма детей и необоснованно высокими затратами времени и сил.

Работа репетитора — это, как правило, либо подтягивание и ликвидация пробелов в обучении, либо подготовка к контрольным испытаниям (экзаменам) и, что самое важное, — это индивидуальная работа с ребёнком, которая оценивается только по результату. При неудовлетворительном результате эта работа просто прекращается, а ряд неудач лишают репетитора работы. У педагога образовательной организации задача научить не может быть прервана по желанию сторон, кроме того, о вариантах индивидуальной работы с ребёнком в массовой школе можно только мечтать.

 Говорят, что в каждом ребёнке заложена природная любознательность и тяга к знаниям — например, это использовал в своей работе знаменитый британский педагог Александр Нилл. В его школе для трудных детей посещение уроков было добровольным — и все дети рано или поздно начинали учиться. Почему же так часто эта тяга в детях гаснет, они не хотят усваивать знания?

— Ребёнок действительно обладает «ненасыщаемой познавательной потребностью» — это выражение известного российского психолога Лидии Ильиничны Божович. Однако несоответствие методов обучения и требований к ребёнку и его возрастных особенностей и возможностей гасит познавательную активность. Мотивация к познанию нового и обучению поддерживается интересом и достижениями, успехом, а если с дошкольного возраста ребёнок живёт в ситуации недостижимого результата и невыполнимых задач, помноженных на недовольство педагога и родителей, мотивация не гаснет, а безвозвратно теряется.

Идея школы Александра Нилла, модель которой разработана 100 лет назад и основана на принципах свободы, равноправия и самоуправления, как раз и направлена на создание ситуации интереса и успеха. Именно это формирует и поддерживает мотивацию к учёбе и у обычных детей, и у трудных подростков.

— Насколько важны школьные отметки? Или есть и другие маркеры, по которым можно спрогнозировать и понять, правильно ли развивается ребёнок?

— Школьная отметка очень субъективна и не может быть маркером развития ребёнка. Есть много интеллектуально одарённых детей и людей, добившихся больших высот в разных профессиях, которые никогда не могли похвастаться отличными школьными отметками. Это отражение мнения конкретного педагога об успеваемости, об академических результатах обучения — или это результат соответствия знаний ребёнка и ожидаемого ответа на вопросы, предусмотренные программой обучения.

Ответить на вопрос, правильно ли развивается ребёнок, используя какой-то один маркер (а тем более отметку), практически невозможно, так как развитие ребёнка подразумевает физический, психологический, эмоциональный, творческий, социальный и другие аспекты. Кроме того, развитие индивидуально, у разных детей оно идёт различными темпами, поэтому показатели развития не имеют точных количественных нормативов — как правило, это довольно широкий диапазон значений. Для оценки разных сторон развития используются специальные тесты.

— Каждое новое поколение принято критиковать... Сейчас много говорят об апатии современных детей, их погружённости в виртуальный мир и так далее. Есть ли на самом деле заметные отличия между поколениями? И если да, то учитывается ли это в педагогике?

— Я не стала бы обобщать и давать одну оценку всему поколению. В любом поколении есть люди активные и апатичные, смелые и трусливые, свободолюбивые и конформисты, стремящиеся к знаниям и не желающие учиться, социально ориентированные и асоциальные. Очень многое зависит не от самих детей, а от социокультурной ситуации их развития, условий жизни, требований общества, задач обучения и многих других причин. Апатия, погружённость в виртуальный мир — опасные симптомы нездоровья прежде всего общества, от которого дети хотят отгородиться. За внешней картинкой детей, погружённых в гаджеты (к сожалению, это погружение сегодня начинается очень рано, чуть ли не в три года) хорошо бы видеть и понимать, почему это происходит, что мы, взрослые, делаем не так, почему становится таким глубоким межпоколенческий разрыв. А не обвинять и запрещать. Это основная задача современного образования.

Конечно, современные школьники другие — они живут в информационном обществе. И учебник с учителем — не единственные носители знаний, у детей другой, быстрый и очень широкий доступ к любой информации. Но так же, как их сверстники 30 и 50 лет тому назад, они должны прежде всего научиться читать и писать — и делают это сегодня не раньше, не быстрее и не лучше, чем их ровесники в далёких 1950-х.

Они могут «путешествовать» по всему миру, лёжа на диване, и за минуту получить информацию, которая стала результатом многих десятилетий научных изысканий. Но им по-прежнему нужно учиться сравнивать и сопоставлять, видеть сходство и различие, учиться критически мыслить и принимать решения. Всему этому они учатся так же, как их сверстники ушедших поколений. И конечно, современное образование должно всё это учитывать. Учитывает ли? Пока нет, делает только первые попытки.

Надежда Алексеева

Russian.rt.com

 

Актуально:

Список литературы на лето

Грамота - шаблоны

Стихи с днем рождения для детей

Читательский дневник

Поделки к 9 Мая

 


 

детские новости,семейные новости,дети,новости

 

 

Обратная связь О нас Карта сайта

 

© C 2012, семейный портал "Сказка", www.family-port.ru

Копирование размещенных на сайте материалов допускается при наличии активной ссылки
Рейтинг@Mail.ru  Счетчик тИЦ и PR  Яндекс.Метрика