Число обитателей "сумеречной зоны" океана может сократиться на 20-40% в ближайшие годы

01.05.2023г.

Британские климатологи выяснили, что число обитателей "сумеречной зоны" Мирового океана может уменьшиться на 20-40% в ближайшие годы из-за роста активности морских микробов. Работа опубликована в журнале Nature Communications. Об этом в четверг сообщила пресс-служба университета Эксетера.

© Ainhoa Sanchez/Volvo Ocean Race via Getty Images

Сумеречная зона - прослойка Мирового океана, в которой содержится органическая материя в виде различных микробов, животных и органических останков, спускающихся на глубину в 200-1 000 метров из верхних прослоек гидросферы. Там сложилась уникальная экосистема, приспособленная к жизни при почти полном отсутствии света.

Исследователи выяснили, что эти экосистемы могут стать одной из самых крупных жертв климтических изменений уже в ближайшие десятилетия. Ученые пришли к такому выводу в ходе изучения отложений морских горных пород, сформировавшихся в глубоководных регионах Мирового океана примерно 50 и 15 млн лет назад.

Глобальное потепление и глубины океана

Ученые сравнили концентрацию органических молекул и типичное число отпечатков раковин и тел обитателей "сумеречной зоны" в породах этих двух периодов времени, а также в отложениях более холодных эпох.

Оказалось, что и 50 млн лет назад, и 15 млн лет назад доля органических останков и следов существования животных, связанных с "сумеречной зоной", была меньше, чем в другие эпохи. Исследователи предполагают, что это связано с потеплением воды и повышением активности морских микробов, разлагающих падающую на дно органику. Это одновременно лишает обитателей глубин доступа к пище и кислороду.

Климатологи добавили эту особенность "сумеречной зоны" в математические модели современного климата и просчитали то, как изменится состояние этой прослойки Мирового океана в ближайшей время. Проведенные ими расчеты показали, что и объем падающей пищи, и число обитателей "сумеречной зоны", упадут на 20-40% уже в ближайшие десятилетия, а через полтора-два столетия там не будет более половины ее обитателей.

Как объясняют профессор Пирсон и его коллеги, это негативно повлияет на круговорот органики в гидросфере. Это также повлияет на работу экосистем всего Мирового океана в целом и может спровоцировать или дополнительно усилить вымирание животных и растений, населяющих гидросферу.

Nauka.tass.ru