Семейный портал "Сказка"

 

Главная

 

Детские новости

Школа

Кулинария

Поделки

Раскраски

Стихи

Сказки

Рассказы

Вязание

Рукоделие

Прически

Все для праздника

Детям

Родителям

Питомцам

 

Детские новости

Вице-президент РАН: Менделеевская олимпиада улучшает преподавание химии

 

24.04.2023г.

57-я Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии (ММО-57), которая будет проходить с 1 по 6 мая в Казахстане, соберет в этом году победителей национальных олимпиад из более чем 20 стран мира.

Вице-президент РАН: Менделеевская олимпиада улучшает преподавание химии

Какие цели ставят перед олимпиадой организаторы? Насколько популярна сегодня химия среди российских школьников? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал председатель оргкомитета ММО-57, вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков.

– Степан Николаевич, каковы основные цели и задачи олимпиады этого года? Что нового ждет ее участников?

– Стратегическая "внутренняя" цель Менделеевской олимпиады – формировать международное сообщество будущих великих ученых-химиков. Мы собираем лучших школьников – победителей национальных олимпиад. Они не просто соревнуются друг с другом: программа всегда составляется так, чтобы у детей появилась возможность познакомиться и подружиться. Как показывает практика, сформированные здесь связи крепки и держатся десятилетиями, поэтому мы расширяем географию присутствия олимпиады и приглашаем новые страны.

Если же говорить о "внешней" цели, то это, безусловно, популяризация химического образования, распространение лучших практик. Именно поэтому в те дни, когда дети проходят испытания, их наставники – лучшие педагоги-химики из десятков стран – встречаются с учителями, проводят круглые столы, семинары и мастер-классы.

Я абсолютно уверен, что каждая страна, где проходит Менделеевская олимпиада, получает мощнейший импульс из знаний, умений и навыков, и это сильно помогает повышать качество обучения.

– Отразились ли внешнеполитические изменения на составе участников этого года?

– Оргкомитет ММО, в который с российской стороны традиционно входят представители химического факультета МГУ и Фонда Андрея Мельниченко, придерживается олимпийских принципов, и мы искренне рады всем странам-участницам. Хочу особо подчеркнуть многолетнее участие команд из стран, которые находятся между собой в конфликтах разной степени тяжести. Также важно, что наше жюри международное, в него входят представители и европейских, и азиатских университетов.

Намного серьезнее на состав команд повлиял ковид. В 2020–2021 годах олимпиада проходила в онлайн-формате, но в 2022 году при первой же возможности мы вернулись к очному формату. Не все страны смогли прислать свои команды, но в этом году состав участников восстанавливается, даже появляются такие новички, как команда Бразилии.

– Меняется ли уровень подготовки школьников по химии год от года? Как выглядят россияне на фоне представителей других стран?

– Олимпиадная химия – это спорт высоких достижений, и многое зависит от того, кто именно поехал соревноваться в этом году. Однако успехи российской сборной бесспорны. Как правило, все 11-классники из сборной России входят в число победителей, регулярно занимают абсолютные первые места. Также периодически в число золотых медалистов входят и ученики 10-го класса.

Несомненно, в этом огромная заслуга тренерского штаба под руководством профессора химического факультета МГУ Вадима Владимировича Еремина и, конечно, тренировочной базы, которой выступает химический факультет МГУ.

– Как вы оцениваете подготовку российских школьников по химии?

– Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие ключевые показатели мы ориентируемся. Если оценивать подготовку по победам в олимпиадах высокого уровня, то все выглядит очень достойно, наши команды регулярно выигрывают золото и хорошо выступают в командных зачетах.

Но спорт высоких достижений в значительной степени базируется на хорошей общефизической подготовке масс; и эта аналогия здесь вполне уместна. Чтобы показывать высокие результаты, необходимо иметь хорошую общую массовую подготовку школьников. Здесь, к сожалению, проблемы есть.

У нас много специализированных школ с углубленной подготовкой по химии, но есть и общеобразовательные школы, в которых на изучение химии на базовом уровне отводится всего 136 часов (по 2 часа в неделю в 8 и 9-м классах). Это катастрофически мало, особенно если учесть, что химия сейчас везде.

Из школьных кабинетов химии во многих регионах исчезли практические занятия, часто учитель не располагает возможностью показать простейшие химические опыты. А это очень плохо, потому что химия прежде всего наука экспериментальная. Да, сейчас во многих регионах есть центры профориентации, благодаря усилиям учителей-энтузиастов удается показать подрастающему поколению красоту химии, но этого недостаточно. Если мы видим себя процветающей державой с собственным мощным химическим производством, химии в школе должно быть больше.

Надо понимать, что пробелы в школьном химическом образовании приходится ликвидировать в высшей школе, а это тоже проблема, потому что вузовские программы опираются на определенный уровень подготовки. Если он не достигнут, приходится доучивать и жертвовать временем, которое могло бы пойти на профессиональную подготовку. То есть здесь длинная цепочка, и нельзя сохранить ее целостность, если есть слабые звенья.

– Многие ли дети сегодня выбирают химию как основу будущей профессии?

– В 2022 году из 737 тыс. записавшихся на единые госэкзамены 95 тыс.(почти 13%) сдавали ЕГЭ по химии. Однако среди этих выпускников много биологов, врачей.

Сейчас в рамках импортозамещения строятся новые заводы, разрабатываются новые технологии синтеза и очистки химических соединений, технологии производства новых материалов. Российская химическая промышленность испытывает огромный кадровый голод.

При этом серьезное ограничение на желание школьников выбирать химию накладывает хемофобия, которая культивировалась последние десятилетия маркетологами и рекламщиками различных "экопродуктов". Вы наверняка вспомните рекламу косметических средств, которые "не содержат химических элементов", овощей "без химии" и многое другое. Частные интересы в данном случае играли на руку конкретным производителям, но при этом они нанесли колоссальный ущерб химической промышленности и желанию детей посвятить себя химии.

Хочу подчеркнуть, что химики – самые ярые борцы за экологию. Огромное количество разработок ученых-химиков, в том числе и исследователей Московского университета, направлено на формирование технологических процессов, которые можно назвать "зеленой химией", а также на ликвидацию последствий экологического ущерба, нанесенного индустриальным развитием прошлого.

– Может ли одаренный школьник из удаленного региона сегодня получить поддержку в развитии своих талантов и стать победителем олимпиады?

– Российская академия наук вместе с ведущими химическими вузами и лидерами отечественной химической промышленности реализует целый комплекс образовательных программ, которые нацелены именно на выявление и поддержку юных талантливых химиков. Это и "академические школы" РАН, и поддержка спецшкол, таких как СУНЦ МГУ и Университетская гимназия, развитие региональных образовательных центров, таких как недавно открывшийся лицей в Усть-Лабинске.

Мы ежегодно проводим Летние школы учителей химии МГУ, в которых участвуют тысячи учителей со всех регионов, а также вебинары в течение года. Наши ученые выступают перед детьми в школах.

Огромную поддержку нам оказывают российские предприниматели. Например, целый ряд проектов с Благотворительным фондом Андрея Мельниченко. Это прекрасный образец комплексного подхода к поддержке талантливых детей, который включает сеть центров дополнительного образования, создание специализированных классов в школах, поддержку учителей из далеких регионов для участия в летних школах, выездные школы для талантливых детей с практикой в лабораториях химического факультета, научно-популярные мероприятия и многое другое.

Если говорить о самих школьниках, то сейчас любой ученик может найти все пособия по подготовке к олимпиадам. Мы не делаем из этого секрет, в наших интересах, чтобы дети развивались как можно активнее. Со своей стороны мы участвуем в подготовке олимпиадных задач самого разного уровня, публикуем методики решения олимпиадных задач. А так как во всероссийской олимпиаде может участвовать любой школьник, то дорога открыта каждому.

– Насколько важно сегодня развитие олимпиадного движения среди школьников? Что участие и победа может дать ребятам?

– Важность олимпиадного движения можно оценить, если вспомнить, что оно стало одной из инициатив Десятилетия науки и технологий в России. Его развитие – задача государственной важности и масштаба.

Финалисты олимпиад получают возможность побывать в лучших образовательных центрах страны. Например, в этом году Всероссийская олимпиада по химии проходила в "Сириусе", а Международная Менделеевская олимпиада пройдет в Казахстане.

Победители олимпиад получают право поступать без экзаменов в лучшие вузы страны. Среди студентов химического факультета МГУ, например, 60–70 человек каждый год пользуются таким правом. К олимпиадникам больше доверия, их с большей охотой берут на работу в лаборатории с первого курса, к ним прислушиваются. Например, в Московском университете сложилась традиция встреч ректоров ведущих вузов, а также министров образования и науки, просвещения с победителями предметных олимпиад.

Главное, что победа в олимпиадах – очень большой шаг вперед по выбранному карьерному пути.

Sn.ria.ru

 

Актуально:

Стихи с днем рождения для детей

Стихи к 9 мая - Дню Победы

Поделки к 9 Мая

 


 

детские новости,семейные новости,дети,новости

 

 

Обратная связь О нас Карта сайта

 

© C 2012, семейный портал "Сказка", www.family-port.ru

Копирование размещенных на сайте материалов допускается при наличии активной ссылки
Рейтинг@Mail.ru  Счетчик тИЦ и PR  Яндекс.Метрика