В появлении воды на Земле может быть замешан солнечный ветер

29.11.2021г.

Внутри частиц пыли с астероида Итокава ученые обнаружили неожиданно много воды, которая образовалась благодаря солнечному ветру. Это может объяснить одну из загадок происхождения воды на нашей планете. Описание исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

В появлении воды на Земле может быть замешан солнечный ветер

© AP Photo/Mosa'ab Elshamy

"Традиционно считается, что вода на Землю попала вместе с астероидами. Однако расхождения в изотопном составе земной и астероидной воды говорят, что у земной воды был как минимум еще один источник. Мы выяснили, что его роль могли играть зерна космической пыли, покрытые влагой солнечного происхождения", – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Кэртина (Австралия) Филип Бланд.

Большинство исследователей предполагает, что вода на Земле появилась уже после формирования планеты, в результате длительной астероидной или кометной бомбардировки. Однако ни одна из этих теорий не может объяснить, почему изотопный состав земной воды таков, какой он есть, или почему, в отличие от многих других каменистых планет, около 70% поверхности Земли занимает вода.

В новой работе Бланд и его коллеги предложили объяснение одной из этих проблем. Они считают, что необычный изотопный состав земной воды объясняется ее частично солнечным происхождением. К такому выводу ученые пришли в ходе анализа фрагментов астероида Итокава, которые японский зонд "Хаябуса" доставил на Землю в 2010 году.

В этих образцах было много частиц пыли, которые попали на поверхность астероида из открытого космоса. Изучив состав верхнего слоя этих частиц, который активно взаимодействовал с материей солнечного ветра, планетологи неожиданно обнаружили достаточно много молекул воды. Их доля оказалась даже больше, чем в большинстве земных пород.

При этом по изотопному составу астероидная вода оказалась очень близка к той, которую извлекают из глубинных пород земной мантии. Эта вода в наибольшей степени не похожа на породы древних астероидов-хондритов.

По словам планетологов, подобные частицы пыли должны были падать на древнюю Землю в больших количествах вместе с астероидами и кометами, причем доля воды в них должна была быть заметно выше, чем сегодня. Поэтому содержащейся в них влаги, как показывают расчеты ученых, вполне должно хватить для того, чтобы объяснить расхождения в изотопном составе земной и астероидной воды.

Это же открытие, как считают Бланд и его коллеги, указывает на возможность извлечения больших количеств воды из пыли на поверхности Луны и других безвоздушных небесных тел для производства топлива и других ресурсов. Это значительно упростит постройку баз на их поверхности, подытожили ученые.

Nauka.tass.ru