Медленно развивающиеся виды имеют больше шансов на выживание

10.11.2021г.

Британские палеонтологи изучили древних рептилий — лепидозавров, чтобы проследить скорость их эволюции. Они обнаружили, что группа чешуйчатых, ведущая к современным ящерицам и змеям, эволюционировала медленнее ожидаемого. Исследование опубликовано в журнале Palaeontology.

Медленно развивающиеся виды имеют больше шансов на выживание

Лепидозавры — большая группа рептилий, появившаяся 250 млн лет назад в раннем мезозое. Сегодня она насчитывает более 10 тысяч видов и делится на две основные ветви: чешуйчатые (змеи и ящерицы) и клювоголовые (всего один вид — туатара из Новой Зеландии). Такой дисбаланс между группами (10 тысяч видов чешуйчатых против одного вида клювоголовых) крайне интересует ученых. Исследователи из Бристольского университета предположили, что причина кроется в скорости эволюции. Они ожидали, что клювоголовые эволюционировали медленно и не успевали адаптироваться, из-за чего и вымерли. А чешуйчатые, напротив, должны были максимально быстро адаптироваться к новым условиям и процветать за счет этого. Однако все оказалось ровно наоборот.

Исследователи изучили, как быстро менялись размеры тела у мезозойских лепидозавров, живших рядом с динозаврами. Чешуйчатые действительно эволюционировали довольно быстро. Но клювоголовые были еще быстрее.

«Их средние темпы эволюции были значительно быстрее, чем у чешуйчатых, примерно в два раза выше фоновых темпов эволюции. В более поздней части мезозоя возникли все современные группы ящериц и змей, которые начали диверсифицироваться, живя бок о бок с динозаврами, но, вероятно, не вступая с ними в экологически чистое взаимодействие. Эти ранние ящерицы питались жуками, червями и растениями, но в основном они были довольно маленькими», — говорит Армин Эльслер из Бристольского университета в Великобритании.

Результаты нового исследования подтверждают теорию известного палеонтолога Джорджа Гейлорда Симпсона. Он рассмотрел фундаментальные закономерности эволюции в рамках дарвиновской эволюции и заметил, что многие быстро развивающиеся виды принадлежат к нестабильным группам, которые потенциально адаптируются к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Однако их нестабильность и приводит их к гибели.

«Гонку побеждают медленно и уверенно. В классической басне Эзопа быстрый заяц проигрывает гонку, а медленная черепаха первой пересекает финишную черту. Со времен Дарвина биологи спорят, на что эволюция больше похожа — на зайца или черепаху. Большие группы многих видов — результат быстрой эволюции в течение короткого времени или медленной эволюции в течение длительного времени?» — комментирует Майк Бентон из Бристольского университета. В некоторых случаях быстроразвивающиеся виды могут стабилизироваться и хорошо выживать, но часто они быстро вымирают. С другой стороны, Симпсон предсказал, что медленно развивающиеся виды также могут медленно вымирать и в конечном итоге могут быть успешными в долгосрочной перспективе.

Inscience.news