Биологи выяснили, как фитоплазма превращает растения в зомби

19.09.2021г.

Ученые выяснили, с помощью какого белка паразитические бактерии из рода Phytoplasma контролируют рост растений и замедляют их старение, превращая тех в "зомби". Результаты исследования опубликовал научный журнал Cell.

Биологи выяснили, как фитоплазма превращает растения в зомби

© AP Photo/Rick Bowmer

"Фитоплазма оказалась удивительным примером того, как отдельные гены могут не только влиять на работу связанных с ними живых организмов, но и манипулировать окружающей средой. Молекулярный механизм, который мы обнаружили, заставляет растения оставаться "вечно молодыми". Благодаря ему можно решить одну из главных проблем современного сельского хозяйства", – рассказала Саския Хогенхаут, один из авторов работы, профессор Центра Джона Иннеса (Великобритания).

За последние годы биологи открыли множество примеров того, как паразиты научились манипулировать поведением своих хозяев и даже напрямую управлять их действиями. Самыми продвинутыми из подобных "кукловодов" можно назвать грибки из рода Ophiocordyceps, которые напрямую контролируют организм тропических муравьев и превращающих их в послушных "зомби".

Хогенхаут и ее коллеги обнаружили, что похожее умение есть и у некоторых паразитических бактерий из рода Phytoplasma. Эти микробы могут заражать множество растений и вызывать у них множество нарушений в развитии, в результате большинства которых растения перестают цвести и давать плоды.

Вечное детство

Биологи выяснили, что все это – результат работы бактериального белка, который ученые назвали SAP05. Микробы вырабатывают его в больших количествах и выделяют в окружающие ткани растения, где он проникает в клетки и начинает взаимодействовать со структурами, участвующими в переработке белкового "мусора".

В результате растение начинает уничтожать не только поврежденные молекулы, но и снижать активность важнейших сигналов, которые отвечают за остановку роста и переход к цветению и плодоношению. Из-за этого растение впадает в "вечное детство" и при этом начинает тратить все ресурсы на рост новых листьев и побегов.

Опыты биологов показали, что подобные изменения в жизнедеятельности растений можно остановить, если изменить структуру белка RPN10, с которым взаимодействует SAP05. Что интересно, подобным образом SAP05 действует только на белки растений и не вмешивается в работу уничтожителей "мусора" в клетках цикадок и других насекомых, переносящих фитоплазму.

В ближайшее время Хогенхаут и ее коллеги планируют провести аналогичные опыты с другими растениями, играющими важную роль в работе сельского хозяйства. Эти эксперименты покажут, можно ли защитить эти культуры от фитоплазмы при помощи внесения небольших изменений в структуру гена, кодирующего белок RPN10.

Tass.ru